Влияние музыки на развитие детей
02.09.2022
Влияние классической
музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста
Современные
научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает
ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная
сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве
и в жизни.
Доказано,
что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах.
Даже внутриутробный период чрезвычайно выжжен для последующего развития человека:
музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие
ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.
При
восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные
представления, активна деятельность воображения. Воображение обогащает все
творческие проявления детей. Все
компоненты музыкально-эстетического сознания: интерес к музыку, эмоциональное
ее переживание, мышление, воображение, вкус - тесно взаимосвязаны.
Музыка
развивает ребенка и умственно. Формирование музыкального мышления способствует
общему интеллектуальному развитию. Словарь детей обогащается образными словами
и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке.
Музыка
развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из
важнейших музыкальных способностей. Она связана с музыкальным развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с
воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыкальная
культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта
культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его
начинается в детстве.
Известно.
Что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении, если он попадает
в изолированную от общества с людьми среду, то после 3-х летнего возраста ему
трудно будет научиться говорить. Выразительность языка музыки во многом сходна
с выразительностью речи. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются
слухом.
В семье
малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку.
Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые
сами выросли без нее.
Многие
зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для
детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем
возрасте использовать альбомы фортепианных пьес для детей- П.И.Чайковского, Э.
Грига, А. Гречанинова, Р. Шумана, С. Майкопара и др. Кроме фортепианной музыки,
можно слушать фрагменты симфонических произведений: «Детская симфония» Гайдна,
сюита для оркестра «Детские игры»
Ж.Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева, «Картинки с выставки»
М. Мусоргского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, опера Н. Римкого-Корсакого
«Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», опера Глинки «Руслан и Людмила».
Слушание
музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение
родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают
произведения вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои
ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается,
формируется его вкус, привязанности к классической музыке.
В семье,
где серьезно занимаются музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в
музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются
музыкальные способности, формируется культура, он естественно, привыкает к ее
звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной
деятельности.
Так как
же влияет классическая музыка на психо-эмоциональное состояние детей
дошкольного возраста? Большое количество медицинских и психологических
исследований подтверждают положительное
воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на
уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную
работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки.
Доказано,
что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только
слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы
внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается
уровень тревожности.
В
древности выделяли три направления влияния классической музыки на организм:
1.На
духовную сущность человека.
2. На
интеллект.
3. На
физическое тело.
Посредством
знакомства детей с произведениями музыкальной классики формируется у детей
музыкальная культура.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.09.2022
Дата обновления: 14.09.2022
Дата публикации: 02.09.2022